Философы о счастье
Обычно счастьем называют высшее состояние радости, чувство упоения от сбывшегося желания, восторженной удовлетворённости от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-разному.
Каждый человек имеет своё представление о счастье: для одних это материальное благополучие, для других наличие смыла в жизни, для третьих – это сочетания множества различных факторов: положительных эмоций, межличностного общения, здоровья и др.
Европейские философы о счастье
Как определяется понятие «счастья» с позиции философии?
Понимание «счастья» чаще всего зависит от представлений природе человека, смысле его жизни, назначении человека, от эпохи и культуры, в которых человек живет. Так как представления эти всегда были различными, то и счастье трактуется неоднозначно.
Философское толкование счастья имеет место со времен античной истории, где существовало 2 основных представления о счастье.
Два философских представления о счастье
1.Гедонистическое направление или еще его можно назвать субъективным.(основано Аристиппом из Кирены род. ок. 435 – ум. ок. 355 гг. до н.э.), говорит о счастье как о сиюминутном наслаждении, чувственной радости. То есть, удовольствие есть мотив и цель всего поведения человека.
2.Второе направление - эвдемонистическое объективное (термин «эвдемония» введён Аристотелем) – рассматривало счастье, как стремление к полному благу, счастье как мотив и цель всех стремлений. При этом для эвдемонистического счастья обязательно наличие внешнего фактора, внешней оценки со стороны (потому и объективное). Сама этимология слова eudaimonia, которое переводится как «судьба человека под покровительством богов» есть тому подтверждение. Под объективностью, в этом случае, подразумевается наличие внешнего, божественного или случайного фактора, который ведёт за собой состояние счастья.
Кроме этих двух основных подходов к пониманию счастья, каждый философ Античности, так или иначе, касался понятия счастья,
Еще в I веке до н.э. римский философ Варрон насчитал 289 различных точек зрения на счастье, так например, для Аристотеля: «Свободное применение своего таланта есть счастье», для Платона: «Счастье (эвдемония) – заключается в знании совершенства чисел», для Цицерона: «Все, обладающие добродетелью, счастливы. Счастливее всех тот, кто зависит только от себя» – этот список можно продолжать бесконечно, и в каждом новом определении будет какая-то одна точная идея, без которой счастье действительно невозможно. Начало нового летоисчисления дало начало новым взглядам на понимание и достижение счастья.
Евангельское понимание счастья
Оно подразумевает, прежде всего, СМИРЕНИЕ с тем, что дано человеку. Основным аргументом в пользу такого понимания счастья в христианской мысли является текст первой из девяти заповеди блаженств — «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», который традиционно истолковывается в смысле возведения добродетели смирения на первое место среди всех прочих христианских добродетелей. Счастье возможно лишь там, где человек отдает себя, жертвует собой ради тех, кого он любит. В библейском трактовании , лишь жертвенная любовь делает людей счастливыми.
Этимология. Русское значение и происхождение термина.
Интересно, что этимологический анализ термина «счастье» также позволяет приблизиться к определению его как философского понятия. Корень слова «часть», однокоренные ему слова «участь», «участник», «причастность», «причастие», приставка «с» в русском языке означает соединение с чем-либо, совместное бытие, сопричастие чему-то. Таким образом, понятие «счастье» в данном контексте можно понимать как соединение с частью. Это можно толковать и как причастность к какому-либо благу или как соединение со своей собственной долей, то есть осознание своей судьбы, своего места и назначения. В таком понимании счастье становится возможным, когда в жизни существует смысл, предназначение, цель и человек эту цель осмысливает.
Российская религиозная философия о счастье
В XIX – начале XX века, в российской религиозной философии развернулась критика идеи счастья как главного основания и объяснительного принципа жизни человека. В.Соловьев утверждал, что понятие счастья, как и понятия пользы и наслаждения, не имеет нравственной природы и не может служить основой этики. Принцип стремления к счастью бессодержателен: из него выводятся абсолютно противоречащие друг другу учения, счастье эквивалентно остановке всех стремлений и неведению добра и зла. По этой же причине идея счастья не может служить объяснением человеческой жизни, а мысль человека об устроении своем на земле по принципу счастья является ложной.
В.Розанов, Н.Бердяев, А.Введенский и другие философы противопоставили принципу стремления к счастью принцип стремления к смыслу как направленности на что-то ценное в мире. Счастье по-прежнему рассматривалось как субъективное переживание, но уже не замкнутое в себе, а интенциональное переживание, порождаемое открытием и реализацией смысла посредством действий в мире
3. В многовековой истории понятия счастья можно выделить одну основную особенность: это «объективное-субъективное» его понимание.
К объективному относится эпоха Античности, затем, начиная с раннехристианских учений, постепенно начинает укрепляться субъективное понимание счастья, которое заключается в ощущении состояния счастья, вне зависимости от внешних факторов.
В двойственной, субъективно-объективной природе феномена счастья заложена его двойная обусловленность – объективная, бытийная, связанная с условиями и обстоятельствами жизни человека, и субъективная, связанная с внутренним миром человека и определяющая его восприятие жизни, отношение к ней, её смысловое принятие.
Эта дихотомия переходит из философии в психологию, где также существуют объективный, субъективный подходы к психологии счастья, и в последние десятилетия именно психология пытается найти способ разрешения этой дихотомии, рассматривая счастье как интенциональное переживание, синтезируя понимание счастья как объективного блага и как субъективного переживания.
По материалам сайта litpsy.ru